Россия простила долги африканским странам на сумму более $20 млрд., заявил начальник Департамента международных организаций МИД России Владимир Сергеев, выступая на Генассамблее ООН. В условиях кризиса этот шаг кажется непонятным и нецелесообразным. Но власти РФ думают стратегически. Зачем Россия пошла на такой шаг? Зачем нам Африка?
Это списание - далеко не первое: в 2008 г. Москва уже списала африканским странам задолженность в $16 млрд. Но и этим не ограничилась помощь РФ международному сообществу. Дипломат сообщил, что РФ внесла $50 млн. в фонд Всемирного банка для бедных стран. Средства этой организации направляются на развитие африканских регионов южнее пустыни Сахара. Кроме того, Россия за последние четыре года выделила $43 млн. на программы Всемирного банка, направленные на повышение уровня образования в развивающихся странах - в частности, в африканских. В российских вузах учатся свыше 8 тыс. студентов из Африки, и больше половины из них - бесплатно.
Россия заключила соглашения с Танзанией и Замбией по программе "долги в обмен на развитие". Данные соглашения предусматривают, что задолженность этих стран перед Россией будет направлена на их развитие. Такие же договоры российское руководство планирует подписать с Мозамбиком, Бенином и Эфиопией. Россия регулярно списывает долги своим должникам по всему миру. Долги эти образовались еще во времена СССР, когда эти государства закупали у СССР оружие. В сентябре этого года РФ "простила" КНДР $11 млрд. Летом 2010 г. Россия "забыла" Афганистану $12 млрд., а зимой 2008 г. - почти $8 млрд. Ираку. За последние 11 лет Россия списала внешних долгов на $80 млрд., зато сама выплатила кредиторам $124 млрд. Назовем крупнейшие долги, которые были списаны Россией:
Цифры немаленькие. С чем связано такое "отпущение грехов"? Вряд ли широта русской души - правильный ответ. За этой щедростью скрывается взвешенный и расчетливый прагматизм.
Сегодня за Африканский континент, который начинает играть все более важную роль в политике развитых стран, за влияние в Африке борются крупнейшие державы. США, Китай, Англия, Франция и Индия наращивают свое политическое и экономическое влияние в Африке. Не хочет отставать от них и Россия. Интерес к Африке вызван, в первую очередь, потребностью в ее сырьевых ресурсах. Кроме того, Африка является огромным неосвоенным рынком сбыта.
Африканский континент является ресурсоизбыточным. Он занимает 1-е место на планете по запасам хрома, марганцевых руд, золота, металлов платиновой группы, алмазов, ванадия, фосфоритов, 2-е - по запасам урана и медных руд, 3-е место - по запасам железных руд, газа, нефти. Какая бы страна не хотела откусить кусок от этого лакомого пирога? Российский бизнес также имеет свои экономические интересы в Африке. "Лукойл", "РусАл", "Газпром", "Норникель", "Ренова", "Алроса", "Рособоронэкспорт", "Росатом", финансовые и телекоммуникационные структуры - далеко не полный список компаний, работающих на сегодняшний день в Африке. Раньше российские компании инвестировали в добывающую промышленность. Сейчас же спектр экономического взаимодействия существенно расширился. Однако следует отметить, что на долю Африки приходится всего лишь 1,5% всех зарубежных инвестиций России. Поэтому Россия и списывает долги африканским странам.
Россию ждут в Африке, и она должна занять на нем достойное место. Некоторые эксперты считают, что Россия в отношениях с Африкой стремится вернуться к тому виду сотрудничества, который существовал при СССР. Но это не так. Москва понимает, что использование прежних моделей не имеет смысла в настоящее время. Африка представляет для РФ актуальный экономический интерес.
Основные экономические интересы России на Африканском континенте сводятся к следующему:
- доступ к эксплуатации определенных категорий стратегического минерального сырья (алмазы, МПГ, газ),
- совместная разработка ресурсов, позволяющих повысить влияние стран-экспортеров в мировой хозяйственной системе,
- сбыт своей промышленной продукции,
- экспорт услуг и капиталов.
Действительно, Россию не очень интересуют вопросы импорта из Африки необработанного минерального сырья, как это делают США, Китай и Индия. Этим наша страна выгодно отличается от своих конкурентов. Следует уточнить, что российская промышленность испытывает определенный дефицит некоторых полезных ископаемых (марганца, хрома, бокситов), которые могли бы импортировать из Африки. Но экономика РФ лишена критической зависимости от ее ресурсов.
Более перспективным выглядит сотрудничество по сырью, по производству, переработке и сбыту которого Россия имеет возможность стать мировым лидером. Кроме уже упомянутых газа, металлов платиновой группы и алмазов, к ним можно отнести уран и нефть. Именно вокруг этих рынков и концентрируются интересы российских компаний, являющихся проводниками внешнеэкономической политики страны.
Россия также заинтересована в развитии на Африканском континенте таких отраслей экономики, как энергетика, металлургия и нефтехимия. Россия активно экспортирует в Африку вооружение и оборудование, предназначенное для внедрения технологий, которые другие страны развивать в Африке не заинтересованы. Таким образом, экспортный потенциал российской промышленности напрямую зависит от активной господдержки проектов модернизации объектов, которые были построены на континенте во времена СССР.
Россия намерена восстановить в Африке былое влияние и получить новые зоны инвестирования капитала. В сентябре 2006 г. Путин посещал ЮАР и Марокко, а в июне 2009 г. Медведев побывал в четырех африканских странах - Египте, Нигерии, Намибии и Анголе. Эти визиты обозначили интерес России к возобновлению экономических и политических отношений с африканскими странами.
В финансовом секторе Африки также наблюдается определенная активность российских банков. Банк ВТБ открыл филиалы в Намибии и Анголе, а "Ренессанс Капитал" работает в Нигерии. Интерес к Африке проявляют и телекоммуникационные компании. Африканский континент считают перспективным рынком телекоммуникационные компании АФК "Система", Altimo, "МегаФон", Российский концерн "Ситроникс".
Крупнейшие российские компании сегодня становятся серьезными игроками на африканском рынке. Поэтому России, чтобы усилить здесь свое влияние, приходится идти на уступки и списывать многомиллиардные долги, которые все равно, так или иначе, вряд ли были бы возвращены. Кто-то может критиковать решение о списании долгов, однако на данную проблему необходимо смотреть шире. Большинство долгов - это долги еще СССР. Получить долги такой давности очень сложно любому государству. Поэтому страна-кредитор ищет оптимальные пути списания в обмен на определенные привилегии.
Экс-министр экономики РФ Андрей Нечаев прокомментировал это решение, сказав, что у любого списания долгов существует несколько составляющих. Первое - когда долг получить практически невозможно. Государства в таком случае пытаются получить что-то взамен. Второе - политическое влияние, а третье - финансовый имидж страны. Когда страна списывает кредиты, это значит, что у нее с финансами все в порядке. Россия в ближайшее время намерена выйти на международные рынки капитала, поэтому ей нужно показать сильные стороны своей экономики. Поэтому Россия поступает стратегически грамотно.